ПЛАТОН + ФИЗИКА = ВИТАЛИЗМ

 

(метафизическое исследование)

 

В.Ю. Филиппов

 

Далее, если Демиург любой вещи взирает на неизменно сущее и берёт его в качестве первообраза при создании идеи и свойств данной вещи, всё необходимо выйдет прекрасным; если же он взирает на нечто возникшее и пользуется им как первообразом, произведение его выйдет дурным.     Платон

 

Космос, космогония (греч. kosmos «украшение, наряд, честь, слава, порядок, благо»)

 

Красота спасёт мир.    Достоевский

 

1. Введение.

 

Из многочисленных определений и подходов витализма возьмём наиболее ёмкий и точный подход Дидро: «… материя должна быть чувствительной. Даже камень обладает чувствительностью в том смысле, что молекулы, из которых он состоит, активно ищут одни комбинации и избегают других, проявляя тем самым свои «симпатии» и «антипатии». Но в таком случае чувствительность целого организма есть просто сумма чувствительностей его частей…». (Другие определения витализма типа «жизненной силы» слишком абстрактны и не отражают доминанты живого – чувствования).

В данной работе мы найдём основания, указывающие на продекларированную Дидро чувствительность, как на силу или субстанцию, сущность, необходимо присутствующую на микроуровне (в атомах или по Дидро – в молекулах). Про необходимость наделения атомов чувствительностью писал Циолковский.

Пожалуй, в подходе Дидро следует сделать полезное уточнение, - на микроуровне атомы и молекулы обладают чувствительностью, а на макроуровне (в организме) появляются уже полноценные чувства.

В свете вышеизложенного данная статья может называться как Платон + физика = субстанциональная чувствительность.

Коль скоро мы обозначили микро и макро уровни в виталистском подходе, то напрашивается рассмотрение и физических объектов на этих уровнях (с целью нахождения тенденций, общих для всей природы, включая живую). Мы можем также отметить, что живая природа и особенно человек с его чувствами и мыслями является безусловным шедевром природы (макро-шедевром), а значит и среди физических объектов нужно рассматривать макро-шедевры (далее по тексту просто шедевры): молнии, полярное сияние, солнечная планетарная система, солнце. Очевидно, что природные шедевры возникают далеко не везде и не всегда, при этом инертная масса, движение в различных видах и излучение есть везде и всегда и участвуют в создании шедевров.

 

2. Таблица природных шедевров и связь их доминант с основными силами или взаимодействиями (сущностями) на микроуровне. Выявление пятой редукции.

 

 

 

Микроуровень.

Основные силы или взаимодействия

Макроуровень.

Природные шедевры и их доминанты

Картинки

шедевров

1

Электрическое поле электрона (протона)

Редукция доминанты от макро к микро

Молния с доминантой электрического поля

2

Редукция доминанты от макро к микроМагнитный момент атома

Полярное сияние с доминантой магнитного поля Земли

3

Редукция доминанты от макро к микроГравитация на микроуровне

Солнечная планетарная система с доминантой гравитации

4

Редукция доминанты от макро к микроЯдерные силы

Солнце с доминантой термоядерных реакций, протекающих вследствие действия ядерных сил

5

Редукция доминанты от макро к микро (по аналогии)Чувствительность атома или просто чувствительность на микроуровне

Человек и животные с доминантой чувства

 

 

 

Пояснения к таблице.

Шедевры природы задействованы как инструмент выявления метафизической тенденции. Каждый шедевр имеет указанную в таблице доминанту. Для каждой доминанты первых черырёх граф обнаруживается сродство на микроуровне. Процедура выявления сродства путём упрощения свойств или редукции, обозначена сплошной стрелкой. В пятой графе редукционная стрелка выполнена пунктиром, так как она проведена по аналогии с первыми четырьмя. Следует отметить, что и первые четыре редукции взаимно аналогичны.

Обещанным основанием для введения чувствительности на микроуровне (или пятой редукционной стрелки) является выявленная взаимная аналогия редукций доминант для сугубо физических примеров. Выявленная по аналогии пятая стрелка или редукция доминанты чувства шедевра человека к чувствительности на микроуровне по аналогии с физическими редукциями и есть главный пункт настоящей работы.

Для подкрепления обоснованности принятого приёма редукции по аналогии, как общего конструктивного принципа, укажем на то, что природа в своей игре задействует относительно небольшое количество принципов, по сравнению с неограниченным количеством создаваемых объектов, форм, видов и.т.д., так например периодическая система элементов, при ограниченном количестве принципов своего построения, содержит существенно больше самих элементов (не говоря о соединениях).

Формулу Платона (в эпиграфе) в упрощённом виде можно записать как - неизменно сущее порождает прекрасное (или шедевр, вопрос Демиурга пока оставим открытым). И как потом (спустя 2500 лет) выяснилось, неизменно сущими у нас оказались основные физические силы, атомы и элементарные частицы, описываемые физическими константами (элементарный заряд, квантовые числа, постоянная Планка и другие). Очевидно, что философская категория «неизменно сущее» включает в себя понятие физической константы. Поразительна проницательность Платона! Мы можем изменить порядок сопоставления объектов у Платона на обратный и получим - прекрасное рождается из неизменно сущего, что соответствует порядку редукций по стрелкам в таблице, включая виталистскую редукцию. Очевидно, что порядок формулы Платона обратим.

Необходимо сделать уточнение, включающее относительность в её наиболее общем смысле, – шедевры образуются и существуют на относительно стабильном материале или силах, действующих во время и месте существования шедевра. В этом смысле платоновская категория «неизменно сущего» не теряет своего смысла в привязке к «прекрасному» и в современном физическом контексте распадающихся и относительно стабильных частиц.      

Дополнительным сходством шедевров, дающим основания для пятой редукции, является невидимость их доминант. Ни электрическое, ни магнитное, ни гравитационное поле, ни поле ядерных сил термоядерных реакций, равно как чувства и мысли человека непосредственно не наблюдаются.

Для выявления основных сил нужны шедевры природы, - так наблюдатель, оказавшись в газовой космической туманности (будучи окружён вездесущими инертной массой, движением, излучением) не сможет выявить основных сил, зашитых в каждом из окружающих его атомов водорода.

 

 

 

 

3. Конструкции шедевров.

 

Общим у всех шедевров является наличие у них инертной массы, движения, излучения.

Шедевры существуют в виде сочетания специфической конструкции инертной массы с одной из доминантных сил, при поддержке других сил.

Конструкцию инертной массы можно называть природной организацией, организмом (в виталистском случае) или вещественным шлейфом.

3.1. Молния с доминантой электрического поля.

Конструкция молнии - это Земля, атмосфера, облака и доминанта – электрическое поле между Землёй и тучами. Само электрическое поле не наблюдается, наблюдается свечение каналов электрических разрядов. Сродство доминанты данного шедевра, - электрического поля, с электроном (протоном) и его электрическим полем очевидно. Редукция к микроуровню оправдана.

3.2. Полярное сияние с доминантой магнитного поля Земли.

Конструкция полярного сияния - это Земля, атмосфера, солнечная плазма и доминанта – магнитное поле Земли. Само магнитное поле не наблюдается, наблюдается свечение потоков плазмы. Сродство доминанты данного шедевра, - магнитного поля, с магнитным моментом атома очевидно. Редукция к микроуровню оправдана.

3.3. Солнечная планетарная система с доминантой гравитации.

Конструкция солнечной планетарной системы - это солнце, планеты и астероидные пояса, с доминантой гравитации. Само гравитационное поле не наблюдается, наблюдаются орбиты планет и астероидных поясов. Сродство доминанты данного шедевра, - гравитации, с гравитирующим атомом очевидно. Редукция к микроуровню оправдана.

3.4. Солнце с доминантой термоядерных реакций.

Конструкция солнца – это собственно солнце, с доминантой термоядерных реакций, протекающих вследствие действия ядерных сил. Сами ядерные силы не наблюдается, наблюдается излучение солнца. Сродство доминанты данного шедевра, - термоядерных реакций, протекающих вследствие действия ядерных сил с ядерными силами очевидно. Редукция к микроуровню оправдана.

3.5. Человек и животные с доминантой чувства.

Конструкция или организм человека – это его многофункциональное тело и доминанта – чувства.

(Про сознание человека в данной виталистской работе можно ограничиться указанием на то, что оно являются высшей, производной формой чувствования, хотя бы потому, что сознание не требует специального органа, - и чувства и сознание сопряжены с нервной системой и головным мозгом).

Сами чувства не наблюдаются, наблюдается мимика, жесты, звуки, упорядоченное поведение. Сродство доминанты данного шедевра, - чувств с чувствительностью на микроуровне вводим редукцией по аналогии. Основанием для такого введения является выявленная тенденция редукций по аналогии в первых четырёх примерах.

Как это работает у гениев?

В Джоконде, Леонардо «вынимает» иронично-игривое чувство женщины с помощью тонких особенностей мимики (вещественного шлейфа). В Сикстинской мадонне Рафаэль «вынимает» чувство тревоги Богоматери за судьбу Сына-Христа с помощью выражения лица и позы Богоматери (вещественного шлейфа).

Усиление чувствительности до полноценного чувства, скорее всего можно представить по аналогии с проявлением магнетизма. Макро-магнитные свойства проявляются тогда, когда магнитные моменты атомов однонаправлены. Так и чувствительность атомов, будучи разупорядоченной, не даёт чувств, но при организации в спиральные молекулы ДНК (и скорее всего по механизму Дидро: молекулы…активно ищут одни комбинации и избегают других, проявляя тем самым свои «симпатии» и «антипатии») возникает усиление чувствительности, а в сочетании с нервной системой и мозгом происходит лавинообразное нарастание чувствительности до появления полноценного чувства.

«Симпатии» и «антипатии» Дидро могут быть виталистким ключом к разрешению проблемы гомохирального строения в биологии.

Чувствительность на микроуровне существует скорее всего в полевой форме (равно как другие известные основные силы), привязанной или к инертной массе или к известным основным силам или в какой-то комбинации из перечисленного. Автора не пугает то, что в такой форме чувствительность близка к тому, что называется святым духом. Почему нет? Но тогда и сознание, как высшая форма чувствования, имеющего полевую форму, локализовано не только в голове.

 

 

4. Обсуждение и заключение

 

Как относятся к чувству в разных научных дисциплинах?

Физики, например Иваницкий Г.Р. в своей замечательной работе «XXI век: что такое жизнь с точки зрения физики» указывает, что «дать содержательное определение живой материи трудно», но чувства вообще не рассматривает.

Менский М.Б.  в своей работе «Квантовая механика: новые эксперименты, новые приложения и новые формулировки старых вопросов» чувства не рассматривает, обращаясь сразу к сознанию: «функция сознания состоит в том, чтобы выбрать один из альтернативных результатов квантового измерения».

Психологи рассматривают психологические состояния и психику объективно, не объясняя непосредственно переживаемый человеком феномен чувства. При этом нельзя сказать,  что психологи избегают вопросов чувствительности в общем, переносном смысле, исследуя например «чувствительность» общества.  

Биологи, в свеем большинстве, буквально отождествляют физхимию структур мозга с мыслью или чувством, при том, что физхимия заведомо лишена у них субстанции чувствительности.

Ленинская материалистическая теория отражения позволяет исследовать вещественные шлейфы и здесь имеются безусловно успехи, но с таким подходом, имеющим механистические границы,  невозможно исследование иной феноменологии к которой так или иначе склоняются многие современные биологи.

Особенность рассмотрения чувств и сознания состоит в том, что они объективны и субъективны одновременно.

Много зависит от того, как мы относимся к непосредственно испытываемым нами чувствам, например к чувству тепла. Если мы может свести это чувство к сложным физико-химическим процессам в организме, происходящими с заведомо бесчувственным молекулами, атомами и электронами, то мы обязаны будем приписать такое же чувство например утюгу, работающему в автоматическом режиме термостатирования со сложной микропроцессорной системой управления, блоком питания, и как-бы совершающим чудесный скачок от абсолютно бесчувственных элементов к чувству, только за счёт усложнения системы. Для такой метаморфозы мало что даёт рассмотрение категорий количества, качества и перехода количества в качество, например гравитация любым своим количеством не может породить молнию.

Метафизический и философский подходы имеют положительные результаты в истории познания, например в учении Демокрита, пришедшего к атомистической структуре вещества посредством философских и метафизических рассуждений.

Современный философский подход сделан Панариным Александром Сергеевичем: «Сегодня экологизированный тип научного восприятия воплощён в выводах следующего типа: планета в целом ведёт себя как живое целостное существо, космос (как свидетельствует гипотеза первоначального взрыва) эволюционирует, расширяя свой «ареал», подобно тому как ведут себя биологические виды. Но творческому сообществу предстоит пойти (от стартовых позиций механизма) дальше, не останавливаясь на «биоподобии космоса». Уникальность каждого явления космоса взывает к православному платонизму. К признанию «духоподобия» или «пневматичности» космоса. Уже виталистическая гипотеза, уподобляющая космос живой природе или живому виду, способна аффицировать наше моральное сознание – признанием особых прав природы, что и стало основой разновидностей этики экологической, биоэтики».

При всём высказанном метафизическом обосновании в пользу наличия сущности чувствительности, отличающейся от других известных основных сил, необходимы эксперименты, которые могли бы подтвердить или опровергнуть наличие этой сущности. Такому экспериментальному направлению пожалуй больше всего соответствуют работы  Бехтеревой Н.П., Казначеева В.П., Гаряева П.П., Руперта Шелдрейка, Нинель Кулагиной (в непосредственном исполнении иной феноменологии).

 

ИСТОЧНИКИ

 

1. Платон

2. Демокрит

3. Дидро Дени

4. Достоевский Фёдор Михайлович

5. Циолковский Константин Эдуардович

6. Бехтерева Наталья Петровна

7. Казначеев Влаиль Петрович

8. Гаряев Пётр Петрович. Лингвистико-волновой геном.

9. Панарин Александр Сергеевич. Возможна ли новая сакрализация мира?

10. Дриш Ханс

11. Фритьоф Капра. Дао физики.

12. Нинель Кулагина

13. Руперт Шелдрейк. Семь экспериментов, которые изменят мир.

14. Илья Пригожин, Изабелла Стенгерс. ПОРЯДОК ИЗ ХАОСА Новый диалог человека с природой.

15. Менский М.Б. Квантовая механика: новые эксперименты, новые приложения и новые формулировки старых вопросов. Успехи физических наук, июнь 2000 г., том 170, № 6.

16. Иваницкий Г.Р. XXI век: что такое жизнь с точки зрения физики. Успехи физических наук, апрель 2010 г., том 180, № 4.

17. Собеседники: mistik, reqissi2, Владимир Сергеев, по форуму ЭПИСТЕМОЛОГИЯ И МЕТАФИЗИКА, http://metaphisic.fmbb.ru/index.php, давшие полезные замечания, советы и предложения.

 

 

 

Филиппов Владимир Юрьевич, - инженер

 

Москва, 2009 – 2012.